Ребёнок в себе или особенности воспитания и обучения детей  с ранним детским аутизмом.

Ранний детский аутизм — вариант тяжелой формы индивидуального развития, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь, с близкими людьми. 
В последние годы выросло число детей с РДА. Некоторые из них поступают в массовые детские учреждения. В связи с этим разрабатываются новые подходы к коррекционной работе, выдвигаются и обсуждаются новые гипотезы о природе и причинах возникновения такого нарушения в развитии детей. Впервые выделил аутизм как таковой американский  психолог Каннер.  В своей работе он описал характерные черты аутичного ребенка: 
1. Ребенок избегает взглядов в глаза, затрудняется в понимании своего состояния, не замечает сверстников. 
2. Наблюдается стереотипность поведения, поглощенность однообразными действиями (раскачивание, потирание рук, манипуляция с предметами). 
З. Нарушается эмоциональный контакт с близкими людьми. Наблюдается мутизм, эхолаличность —  немедленное или отсроченное повторение фраз или предложений. 
4. Ребенок не использует личных местоимений, говорит о себе в третьем лице («Вася хочет гулять. Он хочет пить»). Речь может быть богатая, но вследствие «попугайности» (у таких детей хорошая память) однообразная. 
5. Наблюдается общий тревожный фон настроения, множество необычных и долгих страхов.  Дети боятся шума бытовых приборов, определенного цвета, явлений природы, всего мокрого. Известен случай, когда девочка не давала дотрагиваться до своих волос.
6. Раннее проявление заболевания (до 2,5 лет) встречается в 3-6 
случаях на 10.000 детей. (Причем у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек) 
7. Родителей этих детей беспокоит беспричинная  агрессия (самоагрессия) ребенка, нежелание общаться даже с ними. Также их тревожит задержка речевого и интеллектуального развития. 
 

  ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ  аутизма до сих пор не выявлены. 
              Этиология этого нарушения в развитии детей остается неясной. 
1. Существует гипотеза о психогенном происхождении аутизма: 
— В результате психологической травмы в раннем возрасте или от недостатка общения с родителями. 
Этого направления придерживаются, в основном, зарубежные ученые-дефектологи. 
2. Ряд ученых считает, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность ЦНС: 
— врожденные обменные нарушения, 
— хромосомные аномалии, последствия нейроинфекции, 
— поражение ЦНС в результате патологии беременности, 
— краснуха во время беременности. 
На сегодняшний день выявлено более 30 причин, от них во многом зависит характер проявления РДА.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА С АУТИЗМОМ
   Главная задача в работе с аутичными детьми — это установление эмоционального контакта. 
Медикаментозное лечение приносит лишь 15 % эффект. Больше влияет воспитание и обучение. 

Самое главное, родители должны создать дома условия, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно и он мог чувствовать себя защищенным. Необходимо оградить ребенка от встреч с людьми, если он противится контактам, постараться изолировать его от шума и резких звуков. Тем не менее такого ребенка нельзя выпускать из вида, так как при очередном приступе ярости он может нанести себе увечья, выбежав на проезжую часть улицы либо упав с высоты, или играя с острыми предметами.

Необходимо также как можно больше общаться с ребенком даже тогда, когда кажется, что он совершенно не реагирует на вас, пребывая в своем мире. К тому же, постоянно наблюдая за ребенком, вы быстрее научитесь понимать его жесты и действия. Старайтесь вслух проговаривать все, что вы делаете, объясняя свои действия. Помните, что ребенку с аутизмом значительно сложнее жить в этом мире, поэтому вы сами должны научиться понимать его и терпеливо продолжать общаться с ребенком.

         Ваше тесное общение и постоянные беседы с ребёнком, а также объяснение всего, что происходит, способствует  развитию у него  эмоционально-чувственных качеств. Со временем, благодаря вашему постоянному вниманию, он научится общаться с близкими людьми, а также поймет, как можно выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Игры с ребёнком — аутистом:  Следует предлагать малышу поиграть в игры, которые не требуют от него использовать речь. Такие дети охотно играют в лото, складывают головоломки, пазлы, выкладывают мозаику, занимаются аппликацией. С помощью совместной деятельности можно немного приблизить тот момент, когда ребенок научиться общению и взаимодействию.

Если ребенок проявил интерес к какой-либо игрушке или предмету, назовите предмет, дайте ребенку его потрогать и подержать в руках, чтобы у него были задействованы все анализаторы: слух, зрение, осязание. После многократного повторения ребенок привыкнет к предмету и обратит на него внимание.

Вкладывайте смысл в действия ребенка: Чтобы ребенок мог понять, что он видит перед собой, всегда рассказывайте ребенку что он видит перед собой. Если ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, осторожно подключите свое объяснение изображения, чтобы у него понемногу развивалась речь.

Если ребенок без цели и смысла перекладывает и трогает предметы, необходимо постараться вложить смысл в его действия, чтобы его сознание потихоньку проникалось словесными обозначениями, а слова приобретали смысл и форму.

Проговаривайте все действия ребенка, а также свои, но не следует требовать ответов.

Постепенно, не спеша, приучайте его к общим занятиям, помогая избавляться от страхов.

ОДНИМ ИЗ МЕТОДОВ  КОРРЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ  «ХОЛДИНГ — ТЕРАПИЯ» 
В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и о своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. 
Итак, холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта. 

ОСОБЕННОСТИ   ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

 В массовые детские учреждения чаще всего попадают дети, имеющие неярко выраженный аутизм, и, первое что следует знать педагогу — это то, что формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта. Это сделать возможно: 
1. Через участие в нравящейся ему деятельности (например, рисование, пускание мыльных пузырей) 
2. Организация работы должна стать типичной (одно и то же время, место, одинаковая последовательность заданий и упражнений). 
3. Место для работы следует выбрать так, чтобы перед вами и ребенком была стена, на столе должно лежать минимальное количество пособий. 
4. Знакомство должно происходить через родителей, чаще всего мать, ее следует вовлекать в процесс обучения и воспитания. 

Общее для всех аутичных детей — это недостаточное понимание речи (в силу отрешенности таких детей). 
Следовательно, основной задачей педагога является развитие понимания. Эта задача решается посредством: 
— подстраивания под его интересы (он воспринимает только то, что ему интересно). 
— чтобы поймать внимание ребенка, нужно проводить специально-смысловой комментарий, который сопровождает всю его деятельность, опирается на опыт ребенка, вносит смысл во внешне бессмысленную деятельность (качается ребенок- педагог комментирует это движение как «ветер дует») 
— пояснить ребенку причинно — следственные связи (что будет, когда ты придешь куда-то, что-то сделать) 
— давать представления о сути предметов, чтобы преодолеть страхи. 
— Этими коррекционными мерами и способами должны владеть специалисты, педагоги и обязательно родители.

2 задача — это формирование возможности активного пользования 
речью. 
Так как эти дети понимают обращенную речь, растормаживание 
речи идет в трех направлениях: 
1. Провоцирование непроизвольному подражанию действиям, мимике, интонации взрослого. 
2. Провоцирование ребенка на эхолалии (многократные повторения слов)  с помощью ритма (например, прыгает), в это время повторяются знакомые стихи и песни. Педагог обязательно оставляет паузу, чтобы ребенок мог вставить слово. 
З. Закрепление речевых реакций в типичных условиях, ситуациях. Создавать эти ситуации по несколько раз. 

 Этих детей следует учить читать к 6 — 7 годам. Можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит.  Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.

Нет необходимости учить ребенка  с аутизмом побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного. Он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т. е. фактически начинает использовать его для аутостимуляции.

При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле. 

                           Удобно также, что методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку.

    Обучая аутичного ребенка счету, следует также помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Он может развлекать себя, считая до тысячи, до миллиона или решая примеры на сложение и вычитание с двух– и трехзначными числами, но будучи при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Поэтому обучение аутичного ребенка счету всегда должно начинаться с работы по сравнению количеств, соотнесению цифры и числа предметов. В этом помогает использование на уроках наглядного, предметного материала, игрушек.

  Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Как было сказано выше, любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. То есть, мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы передаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть и при возможности переходить к письму «по точкам», иначе ребенок привыкнет к постоянной поддержке руки и без нее письмом заниматься не будет.

   Отметим, что многие элементы обучения аутичного ребенка возникают еще в игре, до формирования у него учебного поведения. Можно пересчитывать вагоны игрушечного поезда и делать таблички с названиями станций; определелять, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписать рисунки, лепить из пластилина буквы или выкладывать их из конструктора, из сушек и т. п. Так, поначалу исподволь, мы провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

Дети с аутизмом могут посещать массовую школу, но они немедленно становятся предметом насмешек сверстников, и это может спровоцировать их на самоагрессию.  Таким образом, нужна специальная подготовка и учителей и учеников. 
      Выход, на сегодняшний день, видится в введении интегрированного обучения, где ребенок мог бы обучаться совместно с другими детьми, не имеющими трудностей в контакте. Вопреки распространенному мнению, аутичный ребенок к школьному возрасту достаточно упорядочен, абсолютно не опасен для сверстников (скорее наоборот) и, при адекватной подготовленной педагогической работе, имеет высокую учебную мотивацию. 
      Обучение ребенка, у которого диагностируют аутизм, должно проходить в позитивной атмосфере. Ребенка с аутизмом нужно хвалить даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных сторонах ученика. Монотонные и скучные моменты в обучении нужно разнообразить. Дети, у которых диагностируют аутизм, не воспринимают знания, которые им не интересны, даже если они понадобятся в будущем. Поэтому Т. Грендин предлагает на уроках использовать видеозаписи, которые помогут заинтересовать учеников с аутизмом.

Расширить словарный запас ребенка с аутизмом можно с помощью карточек, которые будут прикреплены к конкретным объектам. Детям с тяжелой формой аутизма дают слова из пластиковых букв в руки, чтобы их можно было пощупать. Такие слова должны быть однозначными, например, береза, автобус, лето. Слова, значения которых меняются соответственно контексту, сложнее истолковать таким образом. Например, сложными будут слова: узкий, маленький, длинный и прочие.

Детям сложно объяснить эмоциональные понятия, такие как любовь, счастье, радость. Ребенок больной аутизмом будет искать в них значимую деталь, которой в таких словах нет. Лучше всего понять такие слова ребёнок  с аутизмом может во время наблюдения за близкими людьми, их эмоциями и выражениями лиц. К сожалению, ребенка, у которого диагностируют аутизм невозможно обучить эмоциональной адекватности.

Чтобы легче было обучить детей с аутизмом правилам поведения, специалисты советуют составить словарь. Такой словарь будет напоминать каталог слов, в котором будет записано слово и действия, которые к нему относятся. Например: Быть невежливым – кричать, ругаться, забирать еду у других, разговаривать с набитым ртом.

Сложнее всего обучить детей с аутизмом правильно вести себя на улице, а именно переходить через дорогу. Малыш, у которого диагностируют аутизм, может запомнить, что на конкретном перекрестке нельзя переходить дорогу на красный цвет, но на следующем перекрестке он пойдет на красный цвет.

Ребята с аутизмом во всем пробуют подражать близким людям. Это относится к их поведению, эмоциям и манерам. Эмоции у них связаны не с людьми, а с конкретным местом или предметом. Дети больные аутизмом надолго запоминают эмоциональные переживания и предметы, которые их вызвали.

Обучение детей с аутизмом должно проходить с акцентом на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Это можно использовать и во время прогулки на примере машин научить кроху с аутизмом счету, выучить цвета и формы. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах.

Ребенка с аутизмом легко будет научить бытовым навыкам, если их схематизировать. Например, разбить процесс чистки зубов на несколько действий. Так можно обучить малышей больных аутизмом трудовым навыкам. Серьезной проблемой часто становится закрепление знаний. В школе ребенок может отлично справляться с поставленным заданием, а дома забыть про все, чему научился.

Детям, у которых диагностируют аутизм, необходим распорядок дня. Такое расписание должно состоять из изображений. Это могут быть зарисовки предметов или фотографии. Иногда бывает, что ребёнок отказывается выполнять какое-то действие, потому что предмет, с которым оно связано, вызывает у аутиста неприятные воспоминания. В таком случае нельзя идти наперекор ребенку, а наоборот нужно его понять.

Даже ученику средней школы легче будет воспринимать материал если он будет представлен в виде  схемы или плана. 

Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при аутизме вне зависимости от возраста.

Главное правило при обучении таких детей  — это не забывать про понимание и похвалу. Тогда ребята, у которых диагностируют аутизм, будут обучаться новым навыкам и действиям быстро и с удовольствием.

Читайте также: