Читают ли книги современные дети?

Утверждение о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек подрастающего поколения.

В последнее время возрождается интерес к семейному чтению. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, наверняка, у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Книги как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению.

Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % посредством чтения. К 1980 г. объём информации удваивался каждые 5 — 7 лет, к 1990 г. удвоение происходило ежегодно. К 2013 г. объём информации по сравнению с 1990 вырос в 4 раза, а в 2040 г. возрастёт в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей должен в год прочитывать столько же, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.

Потрясающе быстро читали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Ленин, А. Энштейн,  М. Горький. Наполеон прочитывал в минуту 2 тыс слов.

Зададим себе вопрос: зачем человеку необходимо чтение?

Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека  своеобразным и весьма мощным энергетическим источником. Читая книгу ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает,  и всё это эмоции, они нужны.  Если нет положительных «зарядов» легко могут пойти вы ход отрицательные. Один раз, другой, а там глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая или даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки» — говорят обычно, но правильнее всего — от эмоционального «голода».

Чтение повышает уровень интеллекта. Вспомним, что человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % посредством чтения.  То есть, если подросток систематически не читает, то он упускает около 14 % от всей доступной ему информации. Чтение сегодня — способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия прочитанного следует постоянно повышать.

Чтение помогает в учёбе. Хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок  должен несколько раз прочесть чтобы вникнуть, например, в суть условия задачи. Тот кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и он лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Подросток знает какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице — книге, которая мудрее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

В. Чудинова, вице — президент российской ассоциации чтения, опираясь на результаты социологического исследования чтения школьников 4-х, 7-х, 10-х классов проводит анализ  новой модели чтения современного подростка. Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала, причём пятая часть опрошенных тратила на чтение до 30 минут в день, 42% читали более одного часа в день. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге. Если доля тех, кто выбрал вариант «Мне нравится читать, много читаю» в младшем возрасте составляет 43%, то к десятому классу она падает до 17 %. В то же время, доля тех кто среди младших выбрал вариант ответа «читаю редко, не люблю», возрастает с 8% до 17% в старших классах.

Результаты исследования показывают, что лишь один из десяти школьников не читает ничего,  кроме учебников.  Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40 % в нём составляет  преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно — популярные занимают вдвое меньше — 21 %. Таким образом круг чтения подростков «смещён» в сторону развлечений. В то же время читатели 10 — 15 лет остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые помогают подростку познать окружающий мир, адаптироваться к проблемам современной жизни.

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, всё более различается: у мальчиков и юношей всё более популярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у девочек популярны романы о любви.

 В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно  по школьной  программе.            

Познавательные журналы читают сегодня значительно реже, чем раньше. В чтении подростков и юношей преобладают молодёжные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение. Их читают, прежде всего девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические журналы. Комиксы и «Диснеевские»журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и природе.

В чём же состоит задача родителей по приобщению детей к столь важному и продуктивному занятию детей?

Во — первых, взрослые должны помнить, что многое зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном. Проявите заинтересованность, удивитесь какой —  то яркой мысли,  порадуйтесь, что вы узнали то, что раньше было для Вас недоступно.

Во — вторых, воспитывайте у детей культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что — то осталось неясным, спросить. Обращайте внимание на выразительность письма, на яркий образный язык.

В — третьих, дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

В — четвёртых, в доме должна быть детская библиотека, которая периодически обновляется.  По данным уже упоминавшегося опроса в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. Специфика детской читательской группы состоит в том, что книга нужна им «здесь и сейчас», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и проведения досуга. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно, ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на книжных полках.

Уважаемые родители, помните, как важно, чтобы чтобы ваш ребёнок вошёл в прекрасный мир чтения. Ведь книги учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания.                    

Читайте также: