Методика «Гимнастика мозга»
Программа «Гимнастика мозга» разработана в 70-ч годах ХХ века Полом Деннисоном. Она включает в себя систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна в отношении детей, у которых присутствует незрелость мозговых структур, быстрая утомляемость, отвлекаемость.
В стрессовой ситуации (которой для многих является учебный процесс) нарушается согласованная работа полушарий и отключаются органы чувств. В результате тревоги, злости, страха высвобождается адреналин, который запускает цепь химических реакций. Образовавшиеся вещества накапливаются в мышцах. В частности, кортизол снижает способность к восприятию информации и запоминанию. Даже при выполнении простых заданий происходит быстрое утомление.
Для восстановления баланса в системе «мозг – тело» нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. На это направлены методы кинезиологии – науке о мышечном движении.
Условия: ребёнок должен пить достаточное количество воды. Упражнения выполняются как перед началом занятий, так и на различных этапах урока либо во время выполнения домашней работы.
Этап урока(занятия) | Упражнение | Ожидаемый результат |
-Начало урока. -Перед чтением текста. | Кнопки мозга.Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке(на счёт 10). Повторите то же, переменив руки. | Обогащение мозга кислородом. |
-Передсамостоятельнойработой. | Перекрёстные шаги.Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся колену правой ноги, слегка коснитесь его. Потом наоборот. Повторите 4-8 раз. Делать медленно. | Активизация всех зон обоих полушарий. |
-Перед объяснением нового материала. | Крюки.Скрестите лодыжки. Вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки и выверните их внутрь на уровне груди локтями вниз. Прижмите язык к нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Считайте до 10. | Активизация сенсорных центров. Эффективное реагирование на происходящее.Снятие тревоги. |
-Перед выполнением задания.-После письменной работы или работы на компьютере. | Ленивые восьмёрки.Вытянуть вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем, остальные сжаты в кулак. Рисуем рукой знак бесконечности, голова неподвижна, следим глазами за движением пальца. Сначала вправо, потом влево по три раза. Повторяем другой рукой. Делаем медленно.Обе руки вытягиваем вперёд, сцепливаем в замок, большие пальцы образуют перекрестье. Сосредоточим взгляд в центре перекрестья, рисуем восьмёрку по три раза вправо и влево. | Повышение концентрации внимания. Улучшение процесса письма и чтения. |
-Перед письменной работой. | Ленивые восьмёрки для письма.Рисуем восьмёрки на столе правой рукой, левой рукой, затем перекрещенными указательными пальцами.По 4 раза. | Активизация связи «глаз-рука». |
-Можно перед уроком и в середине урока, перед выполнением задания. Заменяет другие упражнения. | СЛОН.Поставить ноги на ширину плеч, колени расслабить. Плотно прижать левое ухо к левому плечу. Левую руку вытянуть вперёд, смотреть на пальцы. Рукой рисуем восьмёрку против часовой стрелки, помогая всем телом. Произносить протяжно «УУУ». 3-5 раз.Потом правой рукой. | Активизирует все каналы восприятия. Повышает концентрацию внимания, улучшает память. Стимулирует внутреннюю речь. |
-Перед устным изложением материала. | Думающий колпак.Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой, чтобы большие пальцы были сзади. Массируйте край уха снизу вверх, чуть оттягивая к затылку. Разомните мочку уха. 3 раза. | Активизирует механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти. |
-Перед выступлением. -Для нарушителей поведения.-Для создания спокойной обстановки. | Сова.Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча. Поверните голову вправо. Рука сжимает мышцу, шея вытягивается вперёд, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы вытягиваются трубочкой, произносится звук «ух». Расслабиться. 5-6 раз в каждую сторону. | Обеспечивает приток крови к головному мозгу.Способствуют уравновешенному поведению и снижению неадекватности реагирования. |
-В конце урока.-После сложного задания.-При смене вида работы. | Позитивные точки.Найдите точки на лбу посередине между линией волос и бровей. Положить на них средний и указательный пальцы обеих рук. Слегка надавите. Считайте до 10. Попытайтесь представить зелёный луг или тихую водную гладь. Глаза можно закрыть. | Снижение эмоционального напряжения.Отдых, восстановление сил. |