Мальчик и девочка: на что обратить внимание при воспитании ребенка?
При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различия в характере их деятельности и психики.
Мальчики | Девочки |
Поведение и общение | |
Известно, что создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу. | Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. |
«Трудные мальчики» более активно отстаивают свои «права» | «Трудные девочки» более «трудны». |
Мальчики же в ситуациях конфликта жалуются заметно реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли зачинщиков каких — либо конфликтов и междоусобиц. | Девочки чаще мальчиков апеллируют к старшим в случае конфликта или затруднений. Поскольку истец всегда выступает в качестве потерпевшей стороны, невольно предполагается, что если девочка жалуется на мальчика, то так или иначе он повинен. |
Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В соответствии с этим у них больше и словарный запас, особенно за счёт общих понятий. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действие (глаголы и междометия), | Девочки склонны к предметно — оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения). |
Мальчики более подвижны и непоседливы, в начальной школе смелее ведут себя на уроках. Они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться в ответе; | Девочки вызываются отвечать реже, хотя всегда говорят верно, то есть знают не хуже мальчишек. |
Различаются и учебные интересы. | |
Обычно мальчики больше любят физкультуру, технологию, из гуманитарных предметов — историю. Мальчики предпочитают собственные варианты решения | Девочки более склонны к языкам, чтению. Девочки более терпеливы, аккуратны, добросовестны. Когда они не уверены в том, что следует делать, они чаще ждут разъяснений учителя; |
В математике девочки обычно заметно уступают мальчикам.Для мальчиков задачи — упражнения для ума | Девочки лучше пишут сочинения, так как обладают лучшей связностью изложения. Понимают они всё столь же хорошо, как и мальчики, но лучше удерживают в памяти заученное; |
Мальчики, излагают содержание менее подробно и описательно и более сжато, строго придерживаясь основы рассказа. | В рассказах девочки более склонны к уточнениям и подробностям |
Интересы | |
Интересы и склонности мальчиков, подростков, юношей часто направлены на предметы и явления, порою далёкими от того, что непосредственно связано с их обязанностями. | В центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, окружающие предметы. |
Восприятие | |
Мальчика, юношу люди и вещи могут привлечь независимо от их близости или удалённости. | Девочку гораздо больше привлекает то, что расположено рядом: дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться. |
Когда начинается половое созревание: | |
У мальчиков начинается на более трудный 6 класс, это является дополнительной причиной трудностей, связанных с обучением мальчиков. | У девочек половое созревание приходит на 4 — 5 класс. |
Дружба | |
Если юноши в общении ориентированы, преимущественно на сверстниц и сверстников. (На вопрос «Какого возраста друга Вы бы предпочли?» 80% юношей отдали предпочтение сверстнику) | Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем в два раза меньше друзей своего пола, чем мальчики.(На вопрос «Какого возраста друга Вы бы предпочли?» большинство девушек — на более старших представителей мужского пола. 20% — старшему. У девушек половина предпочитает сверстников, а вторая половина старших и полностью отвергаются младшие.) |
Особенности психологии мальчиков определяют заметные различия их поведения по сравнению с поведением девочек.
- Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении дисциплины на уроках, более шумном поведении на переменах.
- Отрицательное отношение к учению, неорганизованность, бессистемность и недисциплинированность являются причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Не случайно, что в среднем (и это данные по многим странам) среди неуспевающих преобладают мальчики.
- У мальчиков чаще, чем у девочек наблюдаются перепады настроения — от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.
Как родителям выстраивать взаимоотношения:
Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного обращения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к партнёру. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви будет всю жизнь избегать легкомысленных отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.
С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к сыну. Важно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребёнок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. «Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, — писал В.А. Сухомлинский, — долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утверждать сознание долга, ответственности и достоинства, значит, воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа.
- Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывал папа, а девочку — мама. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
- Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Поэтому, в случае предъявления ему претензий, ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу. Объясните сыну коротко и конкретно чем Вы не довольны.
- Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении, они чаще играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, взбираются на шкафы. Учитывайте эту потребность мальчиков.
- В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, то это могут быть другие значимые мужчины: дедушка, дядя и др.
- Мальчики на уроке или при подготовке домашнего задания не могут выбрать оптимальный уровень работоспособности так же быстро как девочки. Эту особенность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!
- Если в семье верующий отец, то дети в 80 % станут верующими, если мать — то лишь в 3 %. Влияние отца на ребёнка сильнее. Помните об этом!
- Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен унижать женское достоинство матери, вспоминать её ошибки и прегрешения в прошлом, подчёркивать её умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на её экономической зависимости.
- Материнское и отцовское воздействие на детей отличается. «Материнское означает — я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское означает — я принимаю тебя за то, какой ты» (С.Соловейчик).